Достоинства и недостатки традиционных и современных способов воспитания, развития и ухода за ребенком. Иллюстрированные обзоры детских товаров и изобретений для молодой мамы и малыша, анализ их положительных и отрицательных качеств для здоровья ребенка.
Логотип сайта «Первенец» Современной молодой маме об уходе за ребенком,
гармоничном развитии, воспитании Личности,
физическом и психическом здоровье малыша.
Первый ребенок в семье -
как справиться с трудностями?

Темы >  Воспитание Личности > 

Как общаться с непослушными детьми и подростками?

08.10.2013

Страницы: << Предыдущая  1    2    3    4    5    6  Следующая >>

Как реагировать на просьбы ребенка?

Любое событие в жизни человека неизбежно вызывает некое психическое напряжение (мини-стресс), которое выливается в действие или эмоцию, или подавляется (чтобы выплеснуться позже). Дети еще не могут подавлять свои эмоции, поэтому часто обращаются за помощью к своим родителям. Но не за советом, и не за решением проблемы, как может показаться на первый взгляд, а за помощью снять это возникшее психическое напряжение. Поэтому не удивительно, что даже классный совет, который мы даем из желания помочь и уберечь от ошибки, воспринимается ребенком в штыки – ведь ребенок не получил то, что ему было действительно надо.

Далее я приведу некоторые возможные реакции на жалобы, претензии, просьбы ребенка (с комментариями, какую реакцию они вызывают):

1. Твои чувства преувеличены

Ребенок проиграл в шашки.
- Не из-за чего так расстраиваться! Не корову же проиграл.

Такой ответ заставляет ребенка думать, что его чувства ничего не значат, и, вопреки ожиданиям, вовсе не успокаивает (не снимает психическое напряжение).

2. Такова жизнь

- Мама, он меня бросил!
- Такова жизнь, а ты что хотела? Жизнь - полоса белая, полоса черная. Другого найдешь, более достойного.

Данный ответ не успокаивает, а наоборот, вызывает у ребенка сопротивление, так как заставляет смириться и опустить руки.

3. Банальный совет

- Они меня обзывают!
- Тебе надо поговорить с ними и выяснить отношения.

Подобный ответ вызывает у ребенка раздражение типа «это я и без тебя знаю».

4. Риторический вопрос

- Пап, я получил тройку по математике.
- А ты разве не знал, что если не учить уроки, то так и будет?

Эти и другие риторические вопросы («почему ты не сделал так-то?», «зачем ты сделал так-то?») еще более усугубляют психическое напряжение, вызывают ощущение неполноценности.

5. Поиск виноватого

Малыш полез под стол и ударился.
- Сам виноват, незачем было лезть под стол!

Любимая народная забава "поиск виноватого" частично снимает психическое напряжение (у того, кто ищет), но, как известно, возникшую проблему не решает.

А что же снимает психическое напряжение?

  • Движение
  • Эмоциональная разрядка
  • Творчество
  • Мыслительный процесс

Когда человек занят решением проблемы, включаются все перечисленные способы снятия психического напряжения. Поэтому самая эффективная ваша реакция на жалобу или просьбу ребенка – это направить его мысли и поступки на поиск решения его проблемы. Например, прямым вопросом «что делать?».

Вот примеры (кстати, подсмотренные в реальной жизни):

Ребенок проиграл в шашки.
- Да, проигрывать неприятно. Что же делать?
- Надо сыграть еще раз, пока не выиграю!

- Мама, он меня бросил!
- Понимаю. Что планируешь делать дальше?
- Поплачу, а потом назло ему пойду на вечеринку к Кате.

- Они меня обзывают!
- Хм… И что будешь делать?
- Не знаю… (через минуту) Не буду с ними дружить! Я буду только с Ваней дружить.

- Пап, я получил тройку по математике.
- Обидно. Что теперь делать?
- Надо повторить таблицу умножения. Я из-за нее долго думал, и не успел решить все задачи.

Малыш полез под стол и ударился.
- Да, больно… Что нужно делать, чтобы не ударяться?
Ребенок еще раз наклоняется под стол за мячом и, опасливо поглядывая на край стола, вылезает.

- Пора ложиться спать. У тебя есть идея, что делать с разбросанными игрушками?
- Сейчас уберу.

Ребенок взял игрушку у другого малыша.
- Малыш спокойно играл, пока у него не отобрали игрушку. Я надеюсь, ты сделаешь что-нибудь, чтобы он не кричал.
Ребенок отдает малышу свою игрушку.

Возможно, дети нашли не самый лучший выход из ситуации, и вы могли бы предложить решение получше. Но… эх, по себе знаю, как это заманчиво сразу решить проблему ребенка, тем более, что она такая простая. Но ведь тогда малыш не научится самостоятельно решать свои проблемы, и останется зависим от нас (хотя, все мы, родители, в глубине души хотим, чтобы ребенок от нас зависел, чтобы чувствовать свою нужность и значимость, и сильно переживаем, когда дети более не нуждаются в наших советах).

- Мама, я устал!

Не торопитесь сказать «Ну, так ляг и поспи», спросите сначала:

- Что будешь делать?
- Лягу, посплю.

Да. Тяжело позволить такому близкому и родному существу совершать ошибки и набивать шишки, когда мы уверены, что всего несколько мудрых слов помогут им избежать боли и разочарования. Ведь их ошибки мы, родители, воспринимаем как свои.

Да. Те дела, которые мы делаем несколько секунд, у ребенка могут занимать долгое время, а нам хочется, чтобы дело было выполнено быстрее (или лучше). Мы вечно заняты и спешим, а «медлительный» ребенок вызывает раздражение.

Да. Требуется самодисциплина, чтобы не вмешаться с советом, особенно, если он выстрадан на собственном горьком опыте.

Но… вот несколько доводов, почему не стоит торопиться с советом и готовым решением:

  • Торопясь дать готовое решение, мы лишаем ребенка удовольствия от процесса, от поиска самостоятельного решения.
  • Когда мы даем ребенку возможность принять решение, растет его уверенность в себе и самостоятельность.
  • То, что пришло легко, не ценится, поэтому наши советы часто игнорируются детьми.
  • Решение, принятое самостоятельно, выполняется охотнее, чем предложенное кем-то (даже если совет был дан с улыбкой, максимально вежливо и мягко).
  • Разумеется, хорошая мать много делает для своего ребенка. Но ведь часто смысл этой фразы искажается - «хорошая мать та, которая делает (и думает) ЗА ребенка». В результате такой ребенок не готов справляться с жизненными трудностями, и любая самая простая ситуация превращается в событие дня №1 в трех актах с продолжением, в которую зачастую втянуты все родственники.

Второй пример:

- Мама, я хочу пойти в аквапарк.
- Но у нас сейчас нет возможности сходить в аквапарк. (логичное объяснение, но психическое напряжение оно, увы, не снимает)
- Хочу! Хочу! Хочу!...
- Я вижу, ты любишь ходить в аквапарк! Я тоже люблю. А денег на аквапарк нет. Что будем делать?
- Попросим у бабушки… или, может, сходим после зарплаты? (ребенок предложил целых 2 решения)

Обратите внимание на описание чувств ребенка, описание своих чувств и описание ситуации («Я вижу, ты любишь ходить в аквапарк! Я тоже люблю. А денег на аквапарк нет.»), которое предваряет вопрос «что делать?». Помните, как в школе решали задачки: «дано…» (то есть, описание ситуации), «найти…» (то есть, что делать?).

Ниже я перечислила несколько вариантов ответов на жалобу ребенка. Будь вы на месте ребенка, какие ответы заставили бы вас искать решение, а какие вызвали бы желание защищаться, обижаться, испытывать чувство вины?

- Мама, я не могу найти свою любимую книжку!
1. – Незачем слезы лить, мы тебе другую купим! (твои чувства преувеличены)
2. – Ну, что поделать! В следующий раз будешь класть ее на место. (такова жизнь)
3. – Я же тебе тысячу раз говорила «клади вещи на место!» (банальный совет)
4. – Почему твои вещи постоянно где-то валяются? (риторический вопрос)
5. – А кто виноват, что вещи вечно не на своих местах? (поиск виноватого)
6. – Неприятно! (описание чувств) Где намерена искать? (что делать?)

Резюме

Не бросайтесь сразу давать совет или готовое решение, сначала опишите ситуацию своими словами и спросите ребенка, как он намерен решать возникшую проблему.

  • Описание ситуации воспринимается ребенком как попытка понять его и серьезно отнестись к его чувствам.
  • Описание чувств расширяет кругозор ребенка, так как вы выражаете словами то, что ребенок испытывает.
  • Ребенок учится думать самостоятельно, растет его уверенность в себе.
  • Размышление над проблемой снижает психическое напряжение, а значит, ребенок становится спокойнее.
  • Решение, принятое самостоятельно, выполняется охотнее, чем предложенное вами.
 Дальше >>

Страницы: << Предыдущая  1    2    3    4    5    6  Следующая >>

Задать вопрос     Все вопросы: 1    

Добавить полезный совет     Все полезные советы: 1    

Смотрите также:

Как помочь ребенку и родителям пережить кризис 3 лет?

Что происходит с ребенком во время кризиса трех лет? Как вести себя родителям в период кризиса?

Воспитание ребенка с точки зрения современной психологии и философии

Что такое чувства и эмоции? Эффективные способы управления психической энергией. Важные принципы воспитания свободной личности.

Как не сойти с ума, сидя дома с ребенком?

Психологические проблемы молодой мамы и пути их решения. Как бороться с депрессией? Роль матери в жизни ребенка. Как правильно организовать свой день, чтобы меньше уставать?

Объявления

вверх