Достоинства и недостатки традиционных и современных способов воспитания, развития и ухода за ребенком. Иллюстрированные обзоры детских товаров и изобретений для молодой мамы и малыша, анализ их положительных и отрицательных качеств для здоровья ребенка.
Логотип сайта «Первенец» Современной молодой маме об уходе за ребенком,
гармоничном развитии, воспитании Личности,
физическом и психическом здоровье малыша.
Первый ребенок в семье -
как справиться с трудностями?

Темы >  Воспитание Личности > 

Как общаться с непослушными детьми и подростками?

08.10.2013

Страницы: << Предыдущая  1    2    3    4    5    6  

О наказании

В книге А. Фабер и Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» опубликованы результаты опроса среди родителей, почему они наказывают своих детей? Ответы родителей:

  • Это единственное, что он понимает.
  • Я так расстроена, что хочется выплеснуть свое состояние на ребенка, чтобы он видел, как мне плохо.
  • Так я показываю, что он поступил плохо, и так делать не надо.
  • Хочу, чтобы он почувствовал себя виноватым, и исправился.
  • Чтобы на шею не сели, не разбаловались.

Наказывая ребенка, то есть давая готовое решение «как делать нельзя», мы лишаем ребенка процесса самостоятельного осознания своего плохого поведения. То есть наказание – это временная мера, которая не воспитывает в ребенке нужное нам качество, а лишь вынуждает ребенка поступить так, как нам надо, потому что ребенок будет стремиться избежать отрицательных эмоций, связанных с наказанием (чувства вины, страха, боли).

А раз наказание – это временная мера, вы вынуждены будете наказывать ребенка вновь и вновь. Результат систематических наказаний - ненависть к матери/отцу, ложь, скрытность, комплекс неполноценности, жалость к себе.

Более эффективно давать возможность исправить ситуацию и, тем самым, ощутить последствия своего поведения. Это тоже своего рода «наказание», но оно имеет воспитательный эффект, так как ребенок самостоятельно делает выводы.

Ребенок разлил сок. Вы коротко:
- Тряпка в раковине!(даете возможность исправить ситуацию)

Крошки печенья на диване.
- Это не я!
- Я не спрашиваю, кто это сделал. Мне не хочется искать виноватого. Все, что я хочу – это не видеть и не чувствовать крошки на диване, ни сейчас, ни потом.(даете возможность исправить ситуацию)

А умеете ли вы хвалить ребенка?

Знакома ли вам ситуация, когда ваша похвала обесценивается и перестает восприниматься ребенком? Если да, то возможно, вы неправильно хвалите ребенка?

Похвала, которая поднимает самооценку и доставляет удовольствие, не должна быть общей («Молодец! Здорово! Красиво!»). Хваля ребенка, необходимо указывать за что конкретно мы его хвалим, что именно он сделал хорошо.

- Молодец! Красивый рисунок! Линии ровненькие, нигде не залез за края, цвета выбрал радостные, даже настроение становится веселее. (уточняете, что именно сделано хорошо)
- Мне очень приятно, что у меня есть такой помощник! Чистый пол, нигде ни пылинки, вещи расставлены по местам, посуда вымыта. (уточняете, что именно сделано хорошо)

Даже если ребенок недостаточно хорошо выполнил задание, но вы знаете, что он старался, похвалите за то немногое, что сделано хорошо.

- Посмотри-ка, эта буква написана ровно, прямо как у учительницы. Здесь ты не забыл оставить пробел между словами.

Именно такая похвала стимулирует к дальнейшему совершенствованию, а не критика недостатков. В следующий раз ребенок будет стараться аккуратно написать еще больше букв, сделать еще меньше ошибок. Если же просто сказать «Молодец! Старался!», то ребенок воспримет такую похвалу как неискреннюю, ведь он прекрасно видит, что далеко не все сделано хорошо.

Часто приходится слышать, как ребенку обещают что-то за хорошее поведение. Это не дает воспитательного эффекта, так как получив награду, ребенок испытывает удовольствие от награды, а не от своего поступка, а значит, не делает выводов и остается прежним.

А если уже поздно?

Когда ребенок плохо себя ведет, мы часто вольно или невольно даем ему характеристики («она начинает плакать по малейшему поводу», «его ничем не накормить», «она постоянно разбивает нос»). Но ведь как мы ребенка называем, так он и будет вести себя в дальнейшем (увы, так работает наше подсознание!). Это замкнутый круг. И разорвать его можно только прямо противоположным поведением, то есть специально отмечать те ситуации, когда он вел себя не так, как обычно (не плакал, съел всю тарелку, сгруппировался при падении), и обязательно прибавлять новую характеристику.

Например, про плаксу:

- Тебе сегодня делали прививку, и ты спокойно себя вел, не плакал. (отмечаем, что вел себя не так, как обычно) Вот что называется мужество! (новая характеристика)

Про малоежку:

- Сегодня ты съел всю творожную запеканку! (отмечаем, что вел себя не так, как обычно) У тебя сегодня хороший аппетит.(новая характеристика)

Подведем итог

Возможно, после всего прочитанного, вы зададите вопрос: если я не буду торопиться давать готовых решений, а давая их, оставлять за ребенком выбор, то будет ли он всегда меня слушаться?

Нет, дети – не роботы. Цель вышеизложенного подхода – не воспитать послушных и хороших детей, а воспитать в детях ответственность, самостоятельность, инициативу, поиск решения.

Искренне желаю вам в один прекрасный день услышать от сына или дочки:

- Мама, ты сегодня в плохом настроении и выглядишь устало (описание). Я могу что-то сделать для тебя? (вопрос «что делать?»)

Рекомендованная литература:

А. Фабер и Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»

Еще больше информации вы можете найти в вопросах и ответах к статье.

Калмыкова Людмила,
мама, автор сайта «Первенец»

Страницы: << Предыдущая  1    2    3    4    5    6  

Задать вопрос     Все вопросы: 1    

Добавить полезный совет     Все полезные советы: 1    

Смотрите также:

Как помочь ребенку и родителям пережить кризис 3 лет?

Что происходит с ребенком во время кризиса трех лет? Как вести себя родителям в период кризиса?

Воспитание ребенка с точки зрения современной психологии и философии

Что такое чувства и эмоции? Эффективные способы управления психической энергией. Важные принципы воспитания свободной личности.

Как не сойти с ума, сидя дома с ребенком?

Психологические проблемы молодой мамы и пути их решения. Как бороться с депрессией? Роль матери в жизни ребенка. Как правильно организовать свой день, чтобы меньше уставать?

Объявления

вверх