Достоинства и недостатки традиционных и современных способов воспитания, развития и ухода за ребенком. Иллюстрированные обзоры детских товаров и изобретений для молодой мамы и малыша, анализ их положительных и отрицательных качеств для здоровья ребенка.
Логотип сайта «Первенец» Современной молодой маме об уходе за ребенком,
гармоничном развитии, воспитании Личности,
физическом и психическом здоровье малыша.
Первый ребенок в семье -
как справиться с трудностями?

Темы >  Воспитание Личности > 

Воспитание ребенка с точки зрения современной психологии и философии

22.03.2008

Страницы:   1    2    3    4    5  Следующая >>


Эпиграф

Все, чему мы должны научить своих детей, это ответственности ПЕРЕД СОБОЙ,
всему остальному они могут научиться и без нас

В этой статье я хочу затронуть тему разумного развития и воспитания ребенка, систематизировав знания физиологии и психологии в этой области.

Но прежде я хотела бы познакомить вас с собственным взглядом на механизм формирования Чувств и Эмоций. Он отличается от общепринятого. И суть его в том, что Эмоции – это проявление Чувств (я имею в виду чувства, непосредственно связанные с инстинктами).

Часть 1. Чувства и Эмоции

Механизм возникновения Чувств и Эмоций

Вспомните рефлекторную дугу, которую изучали на уроках биологии в школе. Упрощенно ее работу можно описать так:

  • раздражитель действует на рецептор;
  • информация передается по чувствительному нейрону в головной мозг;
  • из головного мозга команда передается по двигательному нейрону в соответствующий орган.

Механизм возникновения Чувств и Эмоций похож. Схематично его можно описать так:

  • раздражитель (произведение искусства, обидное слово, жуткое зрелище, собственные мысли и т.д.) воздействует на человека;
  • возникает Чувство, которое пронизывает человека и проникает в Подсознание (в мозг);
  • далее происходит «взрыв» психической энергии, управляемый из Подсознания;
  • эта энергия, освободившаяся из внутренних энергетических резервов человека, выплескивается наружу в виде Эмоции или внутрь, если человек сдержал энергию (говорят, «сдержал эмоции»).
Механизм возникновения чувств и эмоций
Механизм возникновения чувств и эмоций

Что происходит, когда энергия сдерживается человеком (блокируется)?

Образуется мышечный зажим, учащается сердцебиение, повышается давление, бросает в жар, увеличивается температура тела, усиливается потоотделение и т.д. Сдержанная энергия ищет выхода, так как человек не может долго находиться в возбужденном состоянии (состоянии стресса). Если выхода энергии (разрядки) не происходит, то возникает фрустрация, снижение иммунитета, и впоследствии - болезнь.

Многие мужчины, опасаясь выглядеть слабым, часто сдерживают свои Эмоции (мальчики не плачут), и тем самым провоцируют болезни и быстрее умирают. Женщины чаще мужчин проявляют Эмоции, потому что им это «позволено».

Примеры цепочек: Чувство —› Эмоция

чувство прекрасного —› восторг
душевная боль —› рыдания
раздражение —› гнев
ощущение смешного —› смех
страх —› паника

Слева перечислены Чувства, а справа Эмоции. Разумеется, это всего лишь примеры, у каждого человека могут быть свои цепочки «Чувство —› Эмоция», отличные от приведенных.

Классификация Чувств по причине возникновения

Чувства можно разделить на 2 группы по причине возникновения:

  1. Чувства, приносящие страдание (причина возникновения - в неудовлетворении потребностей человека).
  2. Чувства, приносящие удовлетворение (причина возникновения - удовлетворение потребностей).

Я сознательно не разделяю Чувства на положительные и отрицательные, так как бывают люди, которые испытывают удовлетворение, например, от душевной боли, полагая, что страдание - признак святости.

Пути выхода психической энергии

Выход энергии осуществляется не только через Эмоции. Существует несколько путей выхода психической энергии:

  • Эмоции,
  • Двигательная активность,
  • Умственная активность,
  • Речевая активность,
  • Творческая активность,
  • сочетание перечисленных путей выхода энергии.

Например, получив двойку, обозленный ученик отправляется бить фонари (двигательная активность). Волнующийся на экзамене студент лихорадочно вспоминает ответ на билет (умственная активность). Человек кричит и причитает от горя (речевая активность). Влюбленный поэт пишет стихи (творческая активность). После бурной ссоры супруги также бурно «мирятся» в постели (эмоции и двигательная активность).

Управление психической энергией (направление ее в то или иное русло) тоже происходит на подсознательном уровне, на основании привычек (стереотипов) поведения человека (об этом ниже).

Внутренний диалог

Этот пункт рассчитан на любителей психологии, поэтому, если хотите, можете его пропустить.

Здесь я хочу отдельно остановиться на таком раздражителе, как внутренний диалог.

Когда мы размышляем о чем-либо про себя (внутренний диалог), формируем свое отношение, даем оценку, или принимаем чужую точку зрения, то этот внутренний диалог тоже выступает в роли раздражителя (только внутреннего). То есть мы можем мысленно накручивать себя, а потом неожиданно для окружающих взорваться Эмоциями: "Хватит! Надоело! Я живу, как крестьянка крепостная!" (из мультфильма "Простоквашино")

В традиционной психологии чувства - это переживание своего отношения к окружающей действительности или к самому себе. То есть человек имеет какое-то отношение (мнение, взгляд) к некоторому раздражителю, или пока еще только дает ему оценку, и в результате испытывает чувства.

Я считаю, что это есть определение частного случая действия механизма возникновения чувств и эмоций. То есть такого: раздражитель действует на человека (например, произведение искусства) -> возникает чувство (например, чувство прекрасного) -> происходит взрыв психической энергии -> освободившаяся энергия частично идет на Эмоции, а частично на Умственную активность - на формирование оценки (своего отношения к предмету искусства), которое происходит в виде внутреннего диалога ("Да, это шедевр!", "Отпад!" и т.д.). Далее, сам внутренний диалог в свою очередь может выступить к роли раздражителя, вызвать взрыв психической энергии и, как следствие, - Эмоции. И так далее по кругу (чем больше человек размышляет о предмете искусства, тем больше он ему нравится). Из обычной мухи вырастает упитанный слон.

Спустя энное количество повторений (иногда достаточно и одного раза) формируется привычка реагировать на раздражитель строго определенным образом (об этом далее). То есть в приведенной цепочке сознательное ФОРМИРОВАНИЕ отношения к раздражителю становится подсознательным отношением к раздражителю. То есть отношение не формируется нами каждый раз, а появляется уже готовое, сформированное, как чертик из табакерки.

Таким образом, если анализировать определение Чувства из традиционной психологии, то получается, что это «спираль» из 2 и более кругов: раздражитель -> Чувство -> взрыв энергии -> формирование отношения -> Чувство -> взрыв энергии -> Эмоции.

Например, мы увидели неприятного нам человека (бородавка на носу, костяная нога, в руках помело), -> мы испытываем Чувство страха, -> и стараемся сбросить это внутреннее напряжение (отойти подальше, убежать). Но как только этот человек исчезнет с горизонта, мы про него забудем и будем жить дальше.

Но что произойдет, если в процесс вклинится формирование оценки к раздражителю? А произойдет вот что.

Мы увидели Бабу Ягу, -> испытываем Чувство страха, -> даем оценку («Ну, и уродина!»), -> испытываем Чувство отвращения, -> морщимся. Но как только Баба Яга улетит, мы про нее НЕ забудем. У нас в голове уже сформировано отношение к этой харизматической личности. И в следующий раз, когда мы ее встретим (или человека, похожего на нее), то мгновенно бессознательно испытаем Чувство отвращения!

Обратите внимание, оценка всегда формируется на основе личного жизненного опыта или же принимается чужая оценка (например, дети перенимают отношение к реальности от своих родителей).

Когда малыш впервые сталкивается с каким-то раздражителем, то он пока не знает, как к нему относиться и как на него реагировать. Он сначала исследует его, чтобы получить опыт, и сформировать оценку (это «приятно», «больно», «страшно»). Либо вопросительно смотрит на родителей, как те будут реагировать, и принимает их оценку (мама сделала испуганные глаза и крикнула «брось сейчас же!», и ребенок, только что спокойно державший в руках паучка, в испуге отбрасывает его от себя).

Так как психические процессы нами не осознаются, то нам кажется, что это внешний раздражитель вызвал у нас те или иные чувства, а не отношение к нему (внутренний раздражитель).

 Дальше >>

Страницы:   1    2    3    4    5  Следующая >>

Задать вопрос     Все вопросы: 9    

Добавить полезный совет     Все полезные советы: 1    

Смотрите также:

Что делать, чтобы ребенок не болел?

Почему ослабевает иммунитет? Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок не болел?

Как не сойти с ума, сидя дома с ребенком?

Психологические проблемы молодой мамы и пути их решения. Как бороться с депрессией? Роль матери в жизни ребенка. Как правильно организовать свой день, чтобы меньше уставать?

Как помочь ребенку и родителям пережить кризис 3 лет?

Что происходит с ребенком во время кризиса трех лет? Как вести себя родителям в период кризиса?

Как общаться с непослушными детьми и подростками?

Как вызвать у ребенка желание выполнить нашу просьбу? Как реагировать на просьбы ребенка? Что значит «понять» ребенка? А если запросы ребенка слишком высоки? Как давать советы, чтобы их слушали? О наказании и похвале.

Объявления

вверх