Достоинства и недостатки традиционных и современных способов воспитания, развития и ухода за ребенком. Иллюстрированные обзоры детских товаров и изобретений для молодой мамы и малыша, анализ их положительных и отрицательных качеств для здоровья ребенка.
Логотип сайта «Первенец» Современной молодой маме об уходе за ребенком,
гармоничном развитии, воспитании Личности,
физическом и психическом здоровье малыша.
Первый ребенок в семье -
как справиться с трудностями?

Темы >  Учимся играя > 

Какие игрушки и игры полезны малышу до года?

30.10.2008

Страницы: << Предыдущая  1    2    3  

Расширение кругозора

Когда говорят о развитии ребенка, чаще всего имеют в виду именно развитие его кругозора (объем полезных знаний). Расширение кругозора малыша – важная задача, главное, не забывать о гармоничном развитии ребенка.

Здесь я сделаю отступление, чтобы пояснить, что входит в понятие «гармоничное развитие»:

1. Всестороннее развитие.

То есть развитие и физических, и умственных, и творческих способностей, и развитие речи.

Нельзя развивать в ребенке, например, только умственные способности, пренебрегая его физическим развитием. Вернее, развивать-то можно, но процесс будет идти значительно медленнее, чем при всестороннем развитии.

Дело в том, что это взаимосвязанные части одного целого, и одна «часть» способствует (помогает) развитию других «частей».

Например, у физически развитого ребенка лучше снабжаются кислородом и питательными веществами ткани мозга, а, следовательно, повышаются умственные способности, развивается речь.

Малыш, которого не сдерживают в проявлении творчества, более спокоен и уверен в себе, испытывает больше положительных эмоций, а значит, укрепляется его иммунитет, улучшается физическое здоровье.

Дети, которые запоминают много стихов и сказок, обладают широким кругозором, то есть имеют «материал» для развития богатой и последовательной речи.

2. Всему свое время.

Многие мамы интересуются, когда нужно учить ребенка самостоятельно кушать, когда начинать учить читать, когда записывать в хореографический кружок, когда отдавать замуж.

Ответ на все эти вопросы один - когда ребенок начинает этим интересоваться, тогда и есть самое время.

Процесс развития человека - это последовательность периодов (ступенек), когда он активно интересуется чем-то конкретным, а потом этот интерес проходит (говорят наигрался, перерос). Каждый такой период закладывает фундамент для дальнейшего развития личности.

То же относится и к детям.

Малыш НИКОГДА уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий период своего развития.

Мария Монтессори называла этот период сенситивным (от англ. слова sensitive - чувствительный, восприимчивый).

"ЕСЛИ ДЕТЯМ ПРИХОДИТСЯ ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ВНЕ РАМОК СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СЕНСИТИВНОГО ПЕРИОДА, ТО ЕСТЬ ПОД ПРИНУЖДЕНИЕМ, ТО К РЕЗУЛЬТАТУ ОНИ ПРИХОДЯТ ПОЗЖЕ ИЛИ НЕ ПРИХОДЯТ СОВСЕМ." (М. Монтессори)

Например, многие малыши ближе к году начинают интересоваться символами и знаками, так почему бы их уже в этом возрасте не познакомить с буквами, цифрами, геометрическими фигурами? Для них это такие же предметы, как остальные игрушки.

Разумеется, не стоит ждать, что ребенок научится читать в этом возрасте. Хотя некоторые слова он будет узнавать по начертанию (так же, как он узнаёт, какое животное нарисовано на картинке в книжке).

Но если вы вдруг поняли, что благоприятный момент для начала обучения уже упущен, то не стоит сломя голову бросаться наверстывать упущенное. Следует понимать, что теперь времени и усилий потребуется гораздо больше. Но не на обучение, как вы, возможно, подумали, а на то, чтобы вновь заинтересовать ребенка! Научится он всему сам.

Восточная мудрость гласит: «Ум юноши - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».

Насильно впихивать в ребенка знания, которые ему не интересны, во-первых, бесполезно (все равно забудутся), а во-вторых, вредно, так как убивают в нем желание учиться вообще.

Возникает естественный вопрос. Как же его заинтересовать-то, балбеса эдакого?

3. Учет интересов.

Ребенку, который любит погонять с мячом, сложно привить любовь к музыке, просто купив ему фортепиано.

Есть такой хрестоматийный пример о том, как отец заинтересовал своего сына изучением английского языка. Сын очень любил слушать иностранную музыку (рок, джаз или что-то там другое, не помню уже). Отец предложил ему записывать слова песен, чтобы потом петь их вместе с любимыми исполнителями. Что было дальше, думаю, понятно. Сын в конце концов поступил на иняз.

С малышами еще проще.

Понаблюдайте, чем интересуется ваш ребенок, и мягко вплетите обучение в его любимую деятельность.

Ваш сын любит возиться с машинками? Отлично!

Нарисуйте ему разные автомобильчики, назовите их (грузовик, паровозик, пожарная машина, мерседес, жигули), раскрасьте их разными цветами, называя каждый цвет.

Возьмите игрушечную машинку и повозите по дорожке, комментируя ее движение (вправо относительно ребенка, влево, вперед, назад, быстро, медленно).

Нагрузите машинку кубиками, зайчиками и другими игрушками, попутно рассказывая малышу, что это за предметы (зайка, кубик, цилиндр), куда едут зверюшки (зайка в лес, куколка в домик).

На прогулке покажите и назовите машины, которые едут по дороге, обратите внимание на то, какие они большие, быстро едут или уступают дорогу пешеходам.

Возможно, вы улыбнулись, прочтя слова «мерседес», «жигули», «цилиндр». Разумеется, малыш еще не понимает многого из того, что вы ему будете говорить.

Но!

Для того, чтобы он научился узнавать какой-то предмет, необходимо ему показать его в разных «обличиях» (например, нарисованный на бумаге, в виде объемной игрушки и вживую) и, разумеется, назвать. Ребенок интуитивно выделит общие признаки, которыми обладают все эти «обличия» предмета, и будет узнавать его в других ситуациях.

Малыши потрясающе много информации запоминают, даже не понимая, о чем речь.

Понимание придет позже, когда накопится достаточный объем знаний о предмете.

Давайте вспомним, как формируется понимание и осознание смысла слов?

Когда мы слышим новое для нас слово, мы еще не понимаем его смысла. Но запоминаем информацию о нем, можем даже из контекста сказанного создать некое представление о предмете.

В следующий раз, когда мы слышим это же слово в новом контексте, наше представление о предмете немного уточняется. И так далее, информация о предмете постепенно накапливается, и понемногу формируется более четкое представление о нем.

Так, от частного к общему формируется опыт человека.

Поэтому не бойтесь давать малышу слишком много знаний об окружающем мире. Если что-то не поймет, то запомнит и поймет позже.

Если ребенок, едва научившись ходить, уже знает весь алфавит, или, только начав говорить, узнаёт и называет все марки автомобилей, или правильно набирает на телефоне номера ваших друзей и знакомых, то это не феномен. Это норма!

Просто он запомнил все то, что слышал, видел, чувствовал раньше, то, что его заинтересовало.

Понятно, что для развития кругозора нужно использовать все доступные предметы, окружающие ребенка. Дополнительно можно приобрести детские мягкие книжки и карточки.

Карточки

Карточки с изображенными на них предметами, животными, растениями, буквами, цифрами – достаточно универсальная игрушка, а поэтому «долгожитель» в детской комнате.

Сначала вы знакомите малыша с изображенными объектами (называете их, рассказываете о свойствах каждого).

Ребенок будет складывать их в коробку, и разбрасывать вокруг себя, а потом ползать за ними и снова складывать в коробку.

Вы можете построить из карточек дорожку, а малыш будет ездить по ней машинкой, или построить «карточный» домик, а ребенок с радостью будет его разрушать.

Когда малыш чуть подрастет, он сможет с вашей помощью сортировать карточки по категориям (цветы, животные, одежда, «это трогать нельзя»), играть в игры.

Карточки можно взять с собой в дорогу, в поликлинику, чтобы скрасить ожидание в очереди, так как они занимают совсем мало места.

Хорошо, если они будут изготовлены из дерева, пластмассы или другого прочного материала - дольше «проживут». Но можно вполне обойтись и картонными.

Карточки
Карточки
Карточки

Вы можете сами изготовить карточки. Вырезать из старых журналов и рекламных буклетов понравившиеся изображения, и наклеить их на квадраты из плотного картона со стороной 5-10 см. Рекомендую использовать клей ПВА, так как он не оставляет следов на бумаге.

Книжки

Книжки для детей до года – это пока не источник информации, а источник ярких картинок, которые дети обожают. Поэтому в книжках должно быть минимум текста и крупные цветные иллюстрации. Работа с книжками аналогична работе с карточками.

Книжка
Книжка
Книжка

Советую рядом с каждой иллюстрацией нарисовать большую букву, и, по мере «чтения» книжки, показывать на буквы и четко произносить звук. Я именно так научила своего первенца алфавиту еще до того, как он научился ходить. Сыну очень нравилось!

Какая развивающая игрушка самая лучшая?

В этой статье я говорила о развивающих играх и игрушках для ребенка до года. Но самое важное я оставила на финал, чтобы вы его хорошенько запомнили. Ведь запоминается то, что в конце, не правда ли?

Выбирая игрушку или играя в игру с ребенком, не забывайте о том, что помимо каких-то развивающих свойств, она в первую очередь должна доставлять удовольствие и положительнее эмоции малышу.

Почему чувства и эмоции - это важнейший фактор развития детей, я писала в статье Воспитание ребенка с точки зрения современной психологии и философии.

Поэтому если, например, замечательные развивающие кубики Никитиных не интересны вашему крохе, а обычный мяч приводит в неописуемый восторг, то и не настаивайте, отложите их на время.

Понимаю, что вам может быть досадно за несбывшиеся ожидания, но, поверьте, этот мячик принесет гораздо больше пользы для развития малыша, чем те игрушки, которые не вызывают у него никаких эмоций.

Цены и отзывы на товары, упомянутые в статье, вы можете посмотреть здесь.

Рекомендуемые материалы:

Развивающее видео для детей раннего возраста

Калмыкова Людмила,
мама, автор сайта «Первенец»

Страницы: << Предыдущая  1    2    3  

Задать вопрос    

Добавить полезный совет     Все полезные советы: 22    

Смотрите также:

Какие игрушки и игры полезны малышу до 6 месяцев?

Какие игрушки нужно покупать малышу от рождения до 6 месяцев? На что обратить внимание при выборе игрушки? Музыкальный мобиль и игрушки-подвески. Погремушки. Чем полезна музыка и стихи для грудного ребенка? Почему тактильные ощущения развивают малыша?

Надо ли играть с ребенком?

Хотите узнать, каков внутренний мир вашего малыша? Почему игра развивает ребенка? Чем отличаются игры мальчиков и девочек? Надо ли играть с ребенком? Воспитание через игру.

Все ли вы предусмотрели для безопасности ребенка дома?

Замки-блокираторы на дверцы шкафчиков, защитные уголки на углы мебели, заглушки на электрические розетки, защитные перегородки, защитный экран на плиту и другие способы защиты ребенка.

Делаем «Новогоднюю ёлочку радости» всей семьей

Делаем «Новогоднюю ёлочку радости» всей семьей (справится даже 6 месячный малыш)

Объявления

Понятно, а для перевозки сжиженного газа бензовозы должны быть по-настоящему надежными.

вверх